|
НЕСТЕРЕНКО Зинаида Аркадьевна,
социальный педагог
Смысл социальной педагогики – помощь молодёжи в быстрой адаптации к социальной системе, противостояние негативным отклонениям от норм поведения. Педагог социальный в колледже – это человек, который должен знать обучающихся с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей. Основная цель: не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности.
Задачи: *забота и помощь учащимся, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т.д.); *своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций, негативных тенденций в развитии личности обучающегося; *предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ; *повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей; *посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
Ведущие функции социально-педагогической работы
*профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации учащегося, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач; *защитно-охранная – защита и охрана прав несовершеннолетних учащихся в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны несовершеннолетнего. *организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу учащегося из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение к решению проблем социальной жизни несовершеннолетнего учащегося и активное включение самого учащегося в эти связи.
Основные направления деятельности
1. Исследования, диагностика *социологические опросы родителей и обучающихся; *выявление учащихся «группы риска»; *изучение личности обучающегося и межличностных взаимодействий групп; *помощь кураторам в проведении социометрии; *диагностико-коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития; *изучение условий воспитания и проживания обучающихся, состоящих на различных видах учета, воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; *опросы, анкетирование с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
2. Информационно-просветительская деятельность *тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги, общение; *индивидуальные консультации; *организация и проведение совместно с кураторами групп мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
3. Профилактическая деятельность *выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых; *изучение личности учащегося, семейной ситуации развития, круга общения; *помощь учащемуся в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость; *составление учётной, отчётной документации на учащихся группы «риска»; *профилактические мероприятия (Совет профилактики, групповые профилактические мероприятия): *вовлечение учащихся в общеколледжные мероприятия.
4. Консультативная деятельность *социально-педагогические консультации учащихся, родителей, педагогических кадров по результатам диагностических исследований, разрешению проблемных ситуаций; *индивидуальные и групповые консультации; *консультации по проведению мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профилактике суицидального поведения.
5. Коррекционное развитие *коррекционно-развивающие мероприятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; *организация и проведение коррекционно-развивающих занятий по профилактике ВИЧ-инфекции (СПИДа), алкогольной и наркотической зависимости; *коррекция семейных отношений в процессе реабилитации семей социального риска.
6. Защита прав и законных интересов учащихся *социальная поддержка учащихся из малообеспеченных, многодетных семей, из числа детей-инвалидов, беженцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; *взаимодействие с заинтересованными государственными и общественными организациями по вопросам реализации социальных гарантий учащимися из категории инвалиды, беженцы и оставшиеся без попечения родителей; *постинтернатное сопровождение учащихся из категории дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; *представление интересов учащихся во всех государственных учреждениях и организациях по вопросам защиты прав и законных интересов; *организация работы по выполнению Декрета Президента РБ 24 ноября 2006 г. № 18 о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях.
7. Методическая и аналитическая деятельность *Анализ работы *Участие в семинарах, методических совещаниях. *Выступления на педсоветах, родительских собраниях. *Подготовка отчетных и аналитических материалов по запросу администрации колледжа и выше стоящих организаций.
Методы работы
*методы диагностики – интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое search engine optimization *методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально-психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемная ситуация, арт-студии; *методы реабилитации – трудотерапия, групповая терапия; *методы воспитания – положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Принципы работы
*доступность – возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней: *взаимодействие – сотрудничество со всеми работниками колледжа; *индивидуализация – индивидуальный подход, где учитывается уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение; *эффективность – ближайшая, отдалённая, восстановление личности несовершеннолетнего учащегося и активное включение в жизнь; *преемственность – единый план (программа), этапность, непрерывность, обратная связь; *оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий у данной личности; *позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии человека таким, каков он есть; опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности; *адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы
*совет профилактики колледжа; *родительские собрания; *лекции; *диагностика; *индивидуальные и групповые консультации; *изучение документации; *беседа; *час общения; *наблюдение; *тестирование; *анкетирование; *анализ. Ожидаемые результаты
1. Накопление материалов, отражающих динамику коррекции учащихся, имеющих проблемы в адаптации, поведении. 2. Уменьшение пропусков занятий обучающимися без уважительных причин. 3. Исключение случаев правонарушений среди учащихся колледжа. 4. Благополучная социализация учащихся из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей после окончания колледжа.
|
|
Адрес: Беларусь, 220024, Минск, ул. Кижеватова, 9 |