ВСЕГДА НОВОЕ СВИДАНИЕ С РОМАНТИЗМОМ
11 марта 2011 г. в группах 3 м/х и 4 н/с состоялся интегрированный урок на тему
«Романтизм в западноевропейском искусстве: Живопись. Музыка. Балет».
Необычное занятие подготовили и провели педагоги трёх комиссий колледжа – преподаватели мировой художественной культуры Виталия Владимировна ГЛАЗ (Раздел I. «Живопись»), музыкальной литературы Светлана Владимировна ЗМИЕВСКАЯ (Раздел II. «Музыка») и истории хореографического искусства Валентина Сергеевна НОВОСЁЛОВА (Раздел III. «Балет»). Урок явился своего рода художественной «экскурсией» по одной из самых ярких и выразительных эпох европейской цивилизации.
В первом разделе занятия учащимся были представлены репродукции картин немецкого живописца К.Д. Фридриха («Пейзаж с радугой», «На паруснике»), испанца Ф. Гойи («Одетая маха», «Расстрел повстанцев»), французских романтиков Т. Жерико («Плот Медузы») и Э. Делакруа («Свобода, ведущая народ»). На примерах знаменитых полотен были выявлены важнейшие сюжетные мотивы романтического века – любовь, страдания, тираноборчество, философские раздумья, природа, национально-характерные черты.

В следующем тематическом блоке прозвучали фрагменты чарующей музыки первого венского композитора-романтика Ф. Шуберта («Серенада» из сборника «Лебединая песнь»), польского «поэта» фортепиано Ф. Шопена (ноктюрн cis-moll), норвежского лирика Э. Грига (фортепианный концерт), основателя лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона-Бартольди (скрипичный концерт) и прославленного оперного реформатора Р. Вагнера («Тристан и Изольда»).

Именно в пору романтизма музыка становится ведущим видом искусства, прежде всего благодаря своей способности отражать и даже моделировать человеческие чувства – главную ценность для романтиков. Страдание, скорбь, грусть, отчаяние, тоска, любовь, томление, восторг насыщают романтические партитуры. Однако, помимо выражения чувств, музыка не менее живописи способна к передаче национального колорита, воплощению истории, изображению природы, показу фантастики и путешествий в далекие страны.

Стремясь к многостороннему охвату жизни, романтическое искусство обращается ко всем возможностям воздействия на современную ему личность. Не случайно большинство авторов этой поры сочетают в одном лице творца (часто одаренного разными талантами – композитора, писателя, художника, как Э.Т.А. Гофман), мыслителя, эстетика и критика (подобно Р. Шуману или Р. Вагнеру), исполнителя, просветителя, общественного деятеля (как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Э. Григ). Неудивительно, что универсальными видами композиторского творчества в XIX веке становятся произведения синтетических жанров – программная музыка, опера, балет.
Поэтому венцом урока (Раздел III) закономерно стало обращение к одному из наиболее поэтичных и вместе с тем зрелищных жанров своего времени – балету. Балет зарождался в придворной среде эпохи барокко, но понастоящему расцвел именно в XIX столетии. Балетная партитура стала самоценным художественным явлением, пополнилась всеми лучшими завоеваниями романтической драматургии, музыки, живописи. Над балетной техникой много и славно потрудились Ф. Тальони, Ж.Коралли, Ж.Перро. Без сомнения, кульминацией в развитии романтического балета стала «Жизель» французского композитора А. Адана – возвышенная танцевальная «поэма» о горестной любви простой девушки к аристократу.

Урок завершился видеопоказом Адажио из балета «Жизель», удивительного по проникновенности музыки и чистоте пластических линий. Балетное Адажио перенесло всех присутствующих в тот самый трансцендентный мир, о котором когда-то грезили авторы-романтики и который завещали своим благодарным потомкам.

Преподаватель С.В. Змиевская
|